Программа

ДАЙТО-РЮ – клановая школа семьи Такэда. Сегодня на просторах интернета можно найти множество версий «официальной» истории школы, всевозможные интервью с мастерами школы и т.п., я думаю, что это дело историков японистов разобраться, что правда, а что ложь. Я же хочу просто рассказать о программе обучения в школе. Методы простые, прямые и короткие и не отличаются изяществом.

Основными идеями являются:

  • победа и контроль на противником
  • выживание в боевой ситуации

Основное знание школы передается в виде списков – мокуроку. Всего списков 5.

  1. Хидэн мокуроку
  2. Айки но дзютсу мокуроку
  3. Чудэн мокуроку
  4. Гошин ё но тэ мокуроку
  5. Содэн мокуроку

Есть еще окудэн, но он передается только людям, имеющим менкьё кайдэн.

Первый этап обучения - это освоение первого списка  хидэн мокуроку , который состоит из 5 групп (каджо). Всего список включает в себя 118 техник. На самом деле их значительно больше, 111 из них являются дзюдзютсу вадза и 7 подгрупп, содержащихся в последней серии «гоккаджо». 111 дзюдзютсу ката изучаются по возрастающим уровням сложности.

Первый – иккадзё состоит из 30 вадза:

  • 10 – выполняются в положении идори
  • 10 – в тачиай
  • 5 – ханза хандачи
  • 5 – уширо дори

Техники идори выполняются в форме ката и тори (кто защищается) и укэ (кто нападает), сидят на коленях в сейза или кидза. Техники тачиай выполняются и тори и укэ стоя. В ханза хандачи тори сидит и принимает атаку, укэ атакует стоя. В уширо оба стоят, но укэ атакует сзади.
Раздел иккаджо включат такие техники, как иппон дори , гьяку удэ дори , курума даоши,коши гурума, ката отоши.
Основной стратегией этого раздела является го но сэн ( тори ожидает атаку уке и реагирует на неё).

Второй – никкадзё также состоит из 30 вадза, как и иккаджо, с теми же методами тренировки в форме ката.
Раздел содержит много воздействий на котэ (круговое воздействие на запястье), здесь можно найти такие техники, как котэ дзумэ, шуто дзумэ, гьяку готэ (никкё в айкидо), котэ гаеши и бросковые техники сеой нагэ, коши гурума, сукуй нагэ.
Стратегии становится две: го но сэн и сэн но сэн (тори действует одновременно с атакой укэ).

Третий – санкадзё , так же состоит из 30 вадза с теми же методами.
Здесь можно найти техники: маки дзумэ, сури отоши (можно отнести к санкё в айкидо).
Стратегии по прежнему две: го но сэн и сэн но сэн.

Четвёртый – ёнкадзё, имеет уменьшенное, по сравнению с предыдущими каджо, количество техник – 15, которые выполняются только в тачиай.
Ура готэ и учи готэ ( давление на сухожилия запястья) являются специальными (характерными) для этого раздела. Эти техники применяются так же, как захват запястья для выполнения других техник. Некоторые вадза предыдущих разделов так же повторяются здесь, например ура отоши, используя захват ура готэ.
Стратегия в этом разделе меняется и мы находим сэн сэн но сэн (тори опережает атаку укэ) и сэн (тори просто атакует первым по собственной инициативе). Особенно подчёркиваю, что огромное количество техник, присутствующих в Дайто-рю используют стратегию сэн. Это является ещё одной отличительной чертой классических будзютсу. В феодальные времена одних только техник обороны было недостаточно, поэтому большая частью программы школы содержит атакующие техники.

Пятый – гокадзё – гоккаджо, является специальным разделом, часть из которого состоит из 6 техник дзюдзютсу, выполняемых в тачиай и 7 специальных подразделов. В некоторых из этих техник используются принципы, заложенные в предыдущих 4-х разделах.

  • Тасу дори – тори сталкивается больше, чем одним уке (тасу – добавлять). Уке могут нападать как по одному, так и все вместе, ученики могут (должны быть готовы) отрабатывать действия обороны против 5 уке одновременно.
  • Эмоно дори – это техники, в которых моделируется ситуация, где у тори заняты обе руки или он связан и вынужден работать всем телом.
  • Танкен дори – техники используемые против атак ножом
  • Бо дори – техники обороны против атак палкой.
  • Дзюттэ дори – техники использования дзюттэ (металлическая палка в форме полувилки), включают оборонные и атакующие действия против вооруженного и безоружного уке.
  • Тачи дори – группа техник обороны против атак мечом (катана).
  • Касса дори – Тори держит касса (зонтик) в руках, техники предусматривают варианты работы против различных атак вооруженного и безоружного уке

В разделе гоккаджо используются все 4 стратегии: го но сэн, сэн но сэн, сэн сэн но сэн, сэн. Они используются свободно в соответствии с обстоятельствами.

К моменту завершения изучения хиден мокуроку, дэши (ученик) должен достичь уровня дзютсу. Имеется ввиду, что он должен быть в состоянии инстинктивно применять техники используя бессознательную реакцию.

В дополнение к вышесказанному должен отметить, что в Дайто-рю наиболее предпочтительным является не бросок, а удержание противника. Данное положение позволяло немедленно убить противника завершающим ударом или перерезать его горло оружием, находящимся в руках. Таким образом солдат мог быть уверен, что противник больше не будет атаковать его.

Второй этап обучения Это освоение второго списка айки но дзютсу мокуроку , состоит из 60 вадза, которые главным образом завершаются бросками. Основной идеей списка айки но дзютсу является айки.

Следует обратить внимание на то, что айки рассматривается только как стратегический принцип. Изучение списков проходит параллельно.

Данная область программы обучения представляет собой базовый уровень обучения – шоден, включающий хиден мокуроку и айки но дзютсу мокуроку.

Следом за базовым обучением идёт список чудэн мокуроку, который включает 88 вадза среднего уровня.

Четвёртый список, это гошин ё но тэ мокуроку – 84 вадза – высшие техники самообороны.

Списками Чуден мокуроку и Гошин ё но тэ мокуроку представлен средний уровень обучения – чуден.

Пятый список, это содэн мокуроку – это свыше 500 техник продвинутого обучения.

Основные принципы школы гласят, что вадза должны выполняться в наиболее инстинктивной, быстрой и жёсткой манере. Безопасность укэ не является заботой тори. Как и во многих школах будзютсу, укэ не обучали выполнению укэми и, если он хотел, то он мог обучаться этому самостоятельно.

На начальных этапах обучения в ката тренировках существует «договорённость», что сначала атака идёт правой рукой/ногой, затем левой. При выполнении ката укэ должен атаковать в полную силу, чтобы действительно достичь цели (голова, корпус, ноги) со всей возможной скоростью и силой. Если тори не сможет или не успеет защититься, то это проблема только тори.
От тори всегда требуется реагировать, даже на атаки, которые не были оговорены или неожиданные атаки. Такие ситуации, как «Пожалуйста, повторите атаку» или «Извините, я не готов» и подобные не принимаются. Наиболее важным является инстинктивная реакция и неожиданные атаки позволяют её развить. Не важно, что реакция может быть не совершенной, совершенство придёт со временем, но состояние готовности должно всегда поддерживаться. На атаки укэ тори реагирует так быстро и эффективно, как может, замедление возможно только там, где это может вызвать серьёзную травму (перелом, например), целью является развитие способности реагировать не задумываясь. Для продвинутых учеников «договоренности» правый, левый, передний, задний перестают существовать. Каждое направление является эквивалентным для атак и реагирования.

Не буду распространяться на тему «бушидо» и положения, что путь самурая, это путь к смерти, но когда-то основной идеей буши была смертельная дуэль, поэтому каждая ситуация должна стремиться к реальной. В таких ситуациях самым большим врагом является не нападающий, а ваше состояние ума и сердца. Тренировки в додзё никогда не приводят к ситуации выбора жизни и смерти и только глубокая внутренняя концентрация может обеспечить некую способность или понимание, как получить твёрдое сердце и разум.

Необходимо добавить несколько слов о том, что изначально внимание школы было обращено на эффективность в битве, те техники, которые не были эффективны в бою, исключались из программы по той простой причине, что люди их использовавшие погибали. Только те техники, которые с течением времени и повторяющегося успеха доказывали свою эффективность, включались в программу обучения. Таким образом, система стала такой, какой мы её знаем сейчас. Техники были предназначены для победы и выживания, а всё лишнее было исключено.

В Дайто-рю нет морального или этического подтекста – это просто инструмент. Нет требований сформулированных для «до», нет каких-либо установок для самосовершенствования в аспекте «до». Самосовершенствование является только инструментом для победы в бою, что и является истинной целью.

Антонио Черта

 

Боевая система Дайто-рю Айкидзюдзюцу родилась около 1000 года для военных целей и, как следовало из ее происхождения, она всегда характеризовалась множеством дисциплин, которым обучались воины древних Японских кланов. Одна из этих дисциплин, тайдзюцу, включала эти древние и оригинальные технические понятия, известные как Айки. В начале Школа Дайто была известна под именем "Айки-ин-ё-хо".

Техники, использующие Айки (Айки но дзюцу) имеют особый подход к агрессии, вместо использования силы, чтобы противостоять ей, или вместо отступления, когда встретились с силой (дзю или явара идеи), применяя айки, один растворяет свою жизненную энергию в энергии противника и становится единым с ним.

Тайдзюцу Айки-ин-ё-хо подвергалась двум основным сферам развития до того как дошла до нас под именем Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Этими двумя сферами были философия Айки (Айки но дзюцу) и философия дзюдзюцу. Техники Айки стали настолько отличительными и эффективными характеристиками школы, что несколько веков позже в истории (во время последних 50 лет или около) техники Айки но дзюцу Школы Дайто стали центральными техническими принципами других выдающихся школ (Айкидо наиболее известная).

Но это было тесное и полное объединение этих двух философий, которые привели к выдающейся эффективности и применимости Искусства. Айки но дзюцу стала одной из других техник дзюдзюцу таких как техника ударов (атэми), техника удушений (шимэ), техника заломов и болевых воздействий (кансэцу), техники, использующие давление на жизненные точки тела, чтобы вызвать боль или смерть (кюшу), бросковая техника (нагэ). С очень ранних времен Школа изучила все те военные искусства, которые были неотъемлемой частью для солдатов армии Такэда: стрельба из лука, меч, копье, алебарда, верховая езда, плавание, ближний бой и многие другие дисциплины. Техники изучались согласно тому, для кого они предназначались: пешие войска (ашигару), члены военного сословия - буши нижнего ранга (самураи), конные буши, капитаны и командиры.
Офицеры высших рангов также обучались военной стратегии, чистописанию, поэзии, классическому чтению и официальным правилам поведения, соблюдаемых в пределах дворца лорда-феодала (даймио).

Но все буши начинали свое военное образование очень рано, часто в 10 летнем возрасте. Они входили в тренировочные залы (доджо), чтобы обучаться тем техникам, которые могли бы пригодиться им в битве, и все буши были воспитаны только с одной целью и одним законом, законом воина феодальной Японии -"бушидо".

Происхождение этого военного искусства и его эволюция датируются временем до феодализма. Это дошло до нас через литературу, рыцарские романы и историю, формируя для нас яркую идею японского воина, бесстрашного и гордого. Такэда клан запечатлел свое имя с честью во всех главных военных событиях Японии так часто, что исторические периоды этой страны отмечены событиями, относящимися к клану. Школа Дайто, таким образом, продвигалась через историю неизменной временем, революцией, воинами, социальными волнениями и дуэлями к рассвету 3-его тысячелетия.
Согласно устной традиции у истоков Школы стоял Шинра Сабуро Ёшимицу Минамото (1057-1127), третий сын Ёриёши Минамото, потомок пятого поколения Японского императора Фудживара Сэйва (члена династии Минамото), создавшего искусство. И эта традиция поддерживается историческими свидетельствами и косвенными документами во владении фамилии Такэда по сегодняшний день.

Минамото Ериеши (японская гравюра) Минамото Ериеши (японская гравюра)

Ёшимицу обучался военному искусству, совершенствовавшееся поколениями его семьи до него, и вероятно, что оригинальным источником было "Тэгои ". Тэгои было простой формой боя без оружия, из которого, можно сказать, произошла борьба "Сумо". Эти техники передавались в строжайшем секрете только членам фамилии, которые обучали бы им воинов своих кланов; эта традиция соблюдалась до середины 20 века.

Минамото Ешимицу (японская гравюра) Минамото Ешимицу (японская гравюра)

 Историки делят историю Японии на эры и периоды после основания первой столицы Нара. Эти периоды такие:

  •     Нара (710-794 гг.); Хейан (до 1195 г.), характеризующийся подъемом могущества императорского двора;
  •     Камасура (до 1333 г.), который вводит военное руководство Сёгуна ;
  •     Ашикага (до 1392 г.); Мугомачи (до 1572 г.);

    Момояма (до 1603 г.), эта дата спорная: некоторые считают 1600 г., другие - 1615 г.
Эти три последних периода видели непрерывные внутренние войны за власть и руководство.

  •     Эдо - период (закончившийся в 1867 г.), также известный как "Пакс Токугава".
  •     Мейджи (до 1912 г.) - падение сёгуна и восстановление императорской власти и двора. В это время Япония начинает свою индустриальную и социальную революцию, которая ведет нас в современные времена.

Имя Такэда отдается эхом в холле истории Японии, и эпические подвиги членов этого клана записаны в исторических книгах, как безупречный пример твердого и бесстрашного характера буши тех времен. Клановые битвы и эпизоды тесно вплетаются в военные и политические нити страны. Что является коротким описанием наиболее известных событий в истории, связанных с именем клана.
Клан Минамото бал одним из наиболее выдающихся в феодальной Японии, и принц Ёриёми Минамото, лорд провинции Чинджуфу, был назначен императором для подавления мятежа клана Абэ. Но это заняло у него 11 лет (1051-1062) до того как он смог поднять свое знамя над замком Салатоу Абэ после битвы Яката Коромогава. Его сыновья позже сражались в войне Госаннэн (1083-1087), снова под императорским мандатом, против клана Киёхара. Минамото Ёшинэ (один из этих сыновей) был почти разбит, когда Ёшимицу, его брат, объединился с ним и вместе они окружили замок Каназава, чтобы быть добиться успеха одним годом позже. Эти два брата оставили зловещую память. Говорили, их безжалостные и жестокие методы были равносильны их научному интересу к человеческой анатомии. Они расчленяли тела мертвых врагов для изучения структуры суставов, мышц, нервов и костей так, чтобы перенести свое знание в фамильные техники боя без оружия, в которых Ёшимицу был мастером.

Ёшимицу был лордом замка Дайто (который позже дал свое имя этому военному искусству), но его сын Ёшикиё в конце войны ушел из отцовского владения в провинцию, известную как Кай. Где он взял себе имя Ёшикиё Такэда.

Документальные свидетельства доказывают, что с того времени, когда Ёшикиё Минамото достиг той провинции новый клан принял имя Кай гэнджи Такэда. (Хэйан период 794-1195). Таким образом был рожден Такэда клан, и Ёшикиё, в признание заслуг его отца, одним годом позже получил наследственный военный титул принца от императора с уступкой земель и прав собирать налоги и призывать на военную службу в армию.

Хотя некоторые спорят о происхождении клана до 1087, утверждая, что сегодня нет доказывающих свидетельств этой родословной, следует заметить, что независимая историческая литература говорит нам о подвигах клана Минамото и решении Ёшикиё достичь провинции Кай. Кроме того, другие документы утверждают, что сын знаменитого лорда-феодала в то время получил титул принца в признание помощи его отца для императорского дела. Кроме того, независимые источники соглашаются, что происхождение клана имеет место в пределах времен тех наиболее старших кланов без, увы, утверждения их имен.

Наконец стоит отметить, что члены клана Минамото Ёшикиё, его отец Ёшимицу, его дядя Ёшииэ и его дед Ёриёши являются характерами, неоднократно названными в японской литературе периода Хэйан, напоминая те очень похожие битвы и события.

После 1087 г. имеется много устных и письменных источников, которые великолепно помогают восстановить историю клана и эволюцию его собственного военного искусства. Некоторые из этих историй дошли до нас со слов членов клана Такэда, много больше со слов их последователей и другие от различных авторов и историков, которые частично приведены ниже.

Кроме битвы за замок Каназава (упомянутого выше) 14 ноября 1087 г. (период Хэйан, 794-1195) мы говорим о знаменитом даймио Такэда Шингэн (1521-1572), период Миромачи (1392-1572). Он сражался на службе сёгуна Ашикага во многих военных компаниях и войнах (например, против Кэншиш Уэсуги, даймио Эчиго) без поражений дотех пор, пока он не был предательски убит во время путешествия в столицу.
С его смертью многие историки закрыли период Миромачи с падением власти Ашикага и восходом нового клана сёгуна Токугава.

Эпическим событием в истории Японии является битва Нагашино но Кассэн 21 мая 1575 г. (период Минояма 1572-1603). В этой битве главным проигравшим было бушидо . Фактически это было открытое нарушение впервые в истории, отмечая конец эры, когда объединенные армии Ода Набунага и Ёйясу Токугава, много превышающие численностью, развернули огнестрельное оружие против врага. 15 000 конных воинов, гордость клана Такэда, знаменитая и непобедимая тяжелая кавалерия Такэда, была полностью перебита.

Эти события рассказываются, с необходимыми адаптациями, в фильме "Тень воина" Акира Куросавы, который позже использовал и другие идеи из саги о Такэда для постановки других выдающихся фильмов.
Вторжение в провинцию Кай отмечает падение последнего оплота Кай-Такэда клана весной 1582 г., когда объединенные войска Нобунага и Токугава одержали победу над войсками клана. Даймио Такэда Кацуэри (сын Такэда Шингэн) совершил ритуальное самоубийство - сэппуку вместе со всей своей семьей.
Такэда Шингэн, в последней своей воле, осознавая упадок династии Ашикага, пожелал, чтобы его племянник Такэда Куницугу отправился в провинцию Айзу, где жил лорд даймио Мориуджи Ашина (все еще преданный ему и сёгуну Ашикага). Даймио Мориуджи Ашина, в уважение к старому другу, дал Куницугу немного земли и замок, и он стал бы последним, отличным мастером фамильного военного искусства, продолжевшего имя и традиции клана и Школы.

Побежденный в своей военной доблести, но не побежденный духом клан продвигается далеко в столетие, вынужденный на самоограничения: это был ведущий клан, который сражался за династию Ашикага против нового всемогущего сёгуна.

С этого момента далее Такэда раскрыл техники школы только старшему лицу клана Айзу в благодарность за их помощь. И так связь между двумя кланами становилась сильнее с каждым проходящим днем. Вскоре та ветвь клана стала известной как клан Айзу-Такэда (для отличия от ветви Кай-Такэда). Клан Такэда потерял титул даймио и привелегии военных принцев, но его военный и дворянский статус остались невредимыми в этих событиях.

В 1600 г., при Сэкигахара, Иэясу Токугава разбил Хидэёши и открыл новый период в истории, известный как период Эдо (1603-1867) иногда называемый периодом Токугава, в честь победившего клана. Во время этого долгого периода 250 лет страна вступила в относительно мирный период, мир был навязан силой нового сёгуна. Одним из первых дел военного правительства Токугава (бакуфу) было примерение с побежденными кланами периода Момояма (1572-1603) и введение жесткой структуры социального класса, которая стала характеристикой периода (1603 г.). Вскоре последовали жесткие правила, что фактически изолировало страну на долгий период от остального мира (1604 г.).

Политическая реабилитация была в руках клана Такэда, который мог вступить в новое историческое направление, и в 1664 г., почти век после их военного поражения, они снова смогли открыто обучать своей совершенной боевой системе со всеми ее военными техниками. Кроме того, в пределах территории Муцу мы находим записи Нишинкан доджо, где клан продолжил готовить буши тайно, в закрытых доджо, и мы сейчас имеем описания их деятельности.

Затем, в 1674 г., документальные свидетельства показывают, что доджо Такэда, Нишинкан, распространило свое влияние на большое число доджо, которые обучали только буши клана Айзу.
Главные школы были:

  •     5 школ владения мечом и 2 дзюдзюцу школы (среди них известные "Мизу-но-Шинто-рю" и "Шинмио-рю") и множество личных доджо, которые тоже тренировали буши клана Айзу.
  •     22 школы владения мечом.
  •     16 школ дзюдзюцу.
  •     16 школ владения огнестрельным оружием.
  •     14 школ выхватывания меча (Яйдзюцу).
  •     7 школ стрельбы из лука.
  •     4 школы владения копьем и одна школа владения алебардой.

Среди этих школ две обучали только высокопоставленных сановников клана Айзу, это обучение проводилось в строжайшем секрете: никому не было позволено приближаться к этим двум доджо. 2 школы были гордостью клана Айзу; это школа Такэда "Ошикиучи" (уже известное как Айки-ин-ё-хо в более ранние времена и позже известное как Дайто-рю Айкидзюдзюцу) и "Мисогучи-ха-итто-рю" кэндзюцу Клана Айзу.

Затем, как очевидность, пришла потребность сёгуна в клане для тренировки и подготовки его личных охранников. В этом качестве стали использоваться буши клана: техническое мастерство и способности должны были быть выше сомнений, чтобы выиграть это высокое право - охранять сёгуна. Такэда были, прежде всего техническими экспертами военного мастерства, и их услуги стали требоваться повсюду в столице и в провинции. Однако, 250 лет мира и изоляции от остального мира сказались и ослабили военный класс (букэ) больше, чем долгая война. Класс букэ потерял свое преимущество и начал медленное и неизбежное падение.

Расточительная и упадочная жизнь столицы была очень далека от каждодневной жизни западных кланов. Привилегии сановников Эдо и лордов раздражали этих отдаленных даймио, которые рассматривали неуравновешенность в богатстве и привилегиях как открытое пренебрежение к ним.

Эти обстоятельства благоприятствовали условиям для вспышки войны Бошин в 1868 г., которая закончила период Эдо, военного руководства страны. Еще раз преданный законным властям клан Такэда, так же как многие из наиболее важных кланов, сражался в поддержку сёгуна под руководством их брата клана Айзу. Против них были готовы вести войну, а больше даже против Эдо, западные кланы, ведомые Сацума и Чёшу, с целью восстановления власти династии императора Мейджи, который, в свою очередь, пообещал им земли и привилегии.

Во время периода Эдо город Айзу-Вакамацу, в провинции Айзу, был известен силой замка Цуругаджо, который был построен в 1384 г. (период Айшикага 1333-1392) Ашина Наомори (в то время даймио Айзу). Когда война Бошин закончилась, в нее были введены войска Айзу, обучаемые кланом Такэда, которые также поставляли буши для личной охраны сёгунов. (Х.Е.Давэй, 1997 г.).
В 1868 главная армия под командованием сёгуна делала все для сдерживания врага; с ними было две команды молодых Такэда буши, обучающихся искусству "Ошикиучи": команда Биаккоттаи (белые тигры) и команда Джошигун (первая состояла из мальчиков, а вторая из девочек, в обоих возраст был от 15 до 17 лет).

Когда армии Мейджи закрыли замок Цуругаджо, который защищал даймио Айзу Мацудаира Катамори, две команды вернулись для битвы с ним. Как только они достигли окраины города они увидели черный дым поднимающийся над крепостью, которая была в осаде, и поверили, что случилось наихудшее, они выбрали единственный почетный акт, который бушидо приказывал сделать в данном случае: Сэппуку.
Сегодня существует мемориальная бронзовая дощечка при входе в город, напоминающая о героическом духе тех молодых Такэда буши, которые погибли как истинные воины в таком молодом возрасте.
Но битва не была завершена, и хотя ее исход неизбежно вел к компромиссу, сражение бушевало, и оно продолжалось больше 4 недель. Замок, который не был в огне, как верили молодые буши, фактически крепко удерживался войсками Айзу-Такэда.

В конце сражения те кто выжил внутри замка выбрали последовать примеру двух молодых команд и их предков перед ними. Все члены семьи, которые не смогли вступить в битву, совершили сэппуку, так что тем, кто сражается не было нужды заботиться об их женах и детях и они могли встретить свою судьбу в сражении без колебания.
Когда императорские войска вступили в замок они не нашли ни единой живой души. В доме главы Такэда находились тела 21 женщин и детей, убитых в сэппуку.
Такие были горькие события, которые привели к концу периода сёгуна. Но это также был конец Эры, Эры Буши. Еще раз имя Такэда явилось доказательством эпизода в событиях, которые остались отмеченными в Истории Японии.

С периодом Мейджи (1868-1912) последовала социальная революция, которая смела все границы и классы: вскоре новое правительство запретило право носить два меча (дайшё), символ класса букэ. Никто не мог носить этот отличительный знак в обществе.

Никто...?

За несколько лет до этих событий родился ребенок: Такэда Сокаку (1860-1943), которому было только 8 лет во время осады замка Цуругаджо. Его отец, Такэда Соикичи (1819-1906), потомок по прямой линии и наследник благородной линии семьи Такэда, спрятал его далеко в надежном месте, чтобы уберечь его от социальных волнений перед тем как разразиться война.

Вскоре юный Такэда, кроме изучения фамильного искусства Ошикиучи, начал свое паломничество подмастерья (шюгё). Он рос, усваивая культуру и дисциплину прошлых времен, и через весь период его занятий он всегда оглядывался на своих предков.

До своей известности он вырос как ронин - буши без лорда. Он обучался во всех главных школах меча, копья, алебарды и палки в стране, и овладел настолько хорошо этими искусствами, что, хотя он и продолжал носить два меча в обществе, никто не осмеливался разоружить его. Существует несколько историй по этому поводу: вероятно наиболее известной является когда он был осмеян 50 каменщиками в районе Осака за его наряд старого фасона и дайшё. Такэда убил 7 и покалечил много больше за оскорбление. Однажды, дойдя до местного полицейского поста, событие было записано, и случай зарегистрировали как самооборона. Сокаку был освобожден и он покинул полицейский участок открыто неся свой дайшё несмотря на закон.

Такэда Сокаку подвергался критике долгое время за его грубый характер, за его надменные манеры и за презрение общественности и презрение нового социального строя, что он никогда не прилагал каких-либо усилий скрываться. Он чувствовал, и фактически он был человеком не своего времени. Возможно Такэда Сокаку был последним реальным буши в истории.

Его характер должен быть оценен в соответствии с обстоятельствами, в которых жила страна: Япония претерпевала глубокую социальную революцию. Значения, которые глубоко врезались в культуру и традиции буши сквозь тысячелетие, были внезапно выброшены в грязь за несколько сезонов. Класс букэ чувствовал разрушение мира под своими ногами, и подчинение новому социальному строю не было легким, особенно учитывая сильную психологическую и моральную закалку, которые они получили с детских лет. Это было естественно, что не все смогли отреагировать на эти изменения.

Такэда Сокаку хотел чтобы люди знали о истоках его искусства, и он решил переименовать его в "Дайто-рю Айкидзюдзюцу". Слово Дайто (великий восток) пришло из названия замка принца Шинра Сабуро Ешимицу Минамото, рю - имелась ввиду школа, часть Айки произошло из традиционного названия школы Айки-ин-ё-хо и дзюдзюцу было добавлено к концу.

Такэда Сокаку вытащил школу из ее секретности и молчания, в котором она находилась так долго и начал обучать ей многих. Он не умел ни писать, ни читать, но он чувствовал, что он всегда будет иметь кого-то, кто сделает это для него. Удивительно заметить, как он вел такие детальные записи уроков и платные записи, дошедшие до нас, которые ревностно хранятся семьей в Абашири на острове Хокайдо. Он вносил своих учеников персонально, с точностью, их имена и их печати, даты, и даже часы каждого единичного урока, так что сейчас мы можем иметь очень чистую и объективную картину каждого ученика, которого он обучал. Среди них министры правительства, генералы, адмиралы, судьи, политики, бизнесмены, полицейские и будущие мастера военного искусства.

Такеда Сокаку

Такеда Сокаку

 Назовем только нескольких, это короткий и отнюдь не полный список: Мацуда Ходзаку, Такума Хиса, Ёши Сагава, Ёмамото Какуёши, Тайсо Хорикава, Кодо Хорикава, Ёшита Котаро, Морихэй Уэшиба и, конечно, его сын Такэда Токимунэ.

Такэда Токимунэ, в свою очередь, имел только несколько последователей учидэши, которые жили с ним (немногим больше 30 лет): Мацуо Сано, Като Шигэмицу, Арисава Гунпачи, Судзуки Шимпачи. Благодаря им и их драгоценным воспоминаниям, стало возможным рассказать и задокументировать историю клана.

В 1991 Токимунэ исключил из школы (объявил хамон) своего брата Такэда Мунэмицу за то, что Мунэмицу попытался занять место Такэда Токимунэ в качестве Сокэ Школы до его смерти. Это публичное заявление об исключении брата ускорило его последнюю волю и публичное завещание, которое давало его дочери (у него было только 3 дочери и ни одного сына) титул следующего главного мастера Школы. Он оставил четкие указания, что Като Шигэмицу, который был Канчё (директор Школы и Дайтокан доджо) становился техническим директором Школы, в то время как Сано Мацуо генеральным директором.

Такеда ТокимунэТакеда Токимунэ

Такэда Токимунэ оставил Дэншё и все Эмэйроку своей дочери и дал ясно понять в своей последней воле, что она должна стать следующим главным мастером Дайто-рю Айкидзюдзюцу. На самом деле Токимунэ был очень болен и умер в 1992 в Абашири, Хоккайдо Япония. Сейчас Сокэ даири (временным Сокэ) является муж его дочери до тех пор, пока ее сын не вырастет, чтобы стать следующим Сокэ Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Сейчас мальчику только 7 лет и он обучается Като Шигэмицу Шиханом, который обучает его всему курсу Дайто-рю Айкидзюдзюцу, чтобы подготовить его стать следующим Сокэ.

Токимунэ также преподавал другим выдающимся ученикам, хотя на менее усердной базе, только несколько часов в неделю или во время продолжительных семинаров, нечто похожее на теперешние тренировки в современных доджо.

Некоторые ученики Такэда Сокаку и Токимунэ Сокаку основали свои собственные варианты искусства (рю-ха), используя основные идеи в различных мерах: Айки но дзюцу и дзюдзюцу Школы.
Из идей Дайто-рю Айкидзюдзюцу более или менее прямо происходят Хакко-рю, Айкидо, Хапкидо, Есейкан Будо и Шёриндзи-Кэмпо из числа других. Дайто-рю Айкидзюдзюцу также сильно повлияло на дзюдо Дзигоро Кано.

Особенное внимание должно быть уделено Морихэю Уэшиба (1883-1969), который был учеником Такэда Сокаку более 20 лет (1915-1936). Он начал свое обучение в 1915 г., когда он подписал и скрепил печатью список своего учителя после встречи с ним на постоялом дворе в Энгару на семинаре. С того времени он усердно обучался до 1922 г., когда он был награжден разрешением обучать Дайто-рю Айкидзюдзюцу своим мастером Такэда Сокаку за свою преданность и умение в своей постоянной каждодневной практике. После этих первых 7 лет Уэшиба преподавал Дайто-рю Айкидзюдзюцу следующие 14 лет многим ученикам, и записывал их имена, периоды обучения и дипломы, всегда посылая копии каждого документа и записывая для хомбу доджо в Абашири, где сейчас они хранятся.
Уэшиба имел привелегию, которую ни один другой последователь Сокаку никогда не имел: долгий период времени, во время визита Такэда Сокаку в Аябэ, он становился учидэши, и жил со своим мастером (вместе каждый со своей семьей) недалеко от религиозной секты Омото Кё.

Морихэй Уэсиба Морихэй Уэсиба

Даже после 1922 г. (когда Уэшиба уже был учителем Дайто-рю Айкидзюдзюцу), он обучался у своего мастера Сокаку: мы снова находим печать и подпись Уэшиба очень часто в записях Сокаку с 1924 после его возвращения с его военных опытов и до середины 30-х. Уэшиба был любим Сокаку, который всегда показывал особое отношение по отношению к нему.
Но в один момент, должно быть, произошло какое-то изменение, в 1935 г. Такэда Сокаку изобличил в Асаши Ньюс Пресс офис в Осака, где Уэшиба обучал Дайто-рю Айкидзюдзюцу: несмотря на приветствия своего мастера, последний исчез, не оставив записи.

После того эпизода мы имеем больше доказательств учения Уэшибы в 1933, когда он выдал диплом Дайто-рю Айкидзюдзюцу Мочидзуки Минору, подписав его Морихэй Уэшиба, преданный последователь Дай Сэнсэя Такэда Сокаку .

Мы, вероятно, никогда полностью не поймем, почему М. Уэшиба разошелся со своим мастером Такэда Сокаку Дай Сэнсэем после более чем 20 лет преданного посвящения себя, основав свою собственную школу Айкидо. Тем не менее он остается выдающейся фигурой в истории Дайто-рю Айкидзюдзюцу, и величайшее уважение выказывается этому необычайному военному мастеру и исключительному человеку.
Другой выдающейся личностью в истории Дайто-рю Айкидзюдзюцу является Сайго Широ (1867-1922), который обучался своим приемным отцом Таномо (Чиканори Хошина) искусству (которое стало потом известно как Ошикиучи). Таномо был высоким сановником в клане Айзу до реставрации (1868 г.), и получил привилегию быть инструктором от Такэда Соэмон (1758-1853) в искусстве Ошикиучи. Сайго Широ начал свое военное обучение очень рано под руководством своего отца и был направлен следовать Сокаку в Школу, но однажды он был соблазнен профессором Кано Дзигоро, основателем Дзюдо, присоединиться к нему. Позже он стал техническим директором Кодокан (институт, который был домом Дзюдо).

Дзюдо не было еще во времена благородства, и школе помогло и техническое влияние Сайго как директора, и его боевая доблесть, благодаря которой он выигрывал каждое состязание, в которое вступал. Вскоре его слава выросла вместе с Дзюдо Кодокан и после его смерти его фигура была приукрашена, став объектом для первого фильма Куросавы "Сугата Санширо" и его продолжения. После разрыва отношений с Кано Дзигиро, Сайго Широ посвятил свою жизнь исскуству стрельбы из лука (кюдо) и больше никого не учил.
Куросава Акира, вероятно, снова нашел вдохновение, обращаясь к клану Такэда и его героям: его фильм "Семь самураев" появляется как кинематографический перенос сильного и неукротимого характера Такэда Сокаку.

Фактически Такэда Сокаку был, вероятно, последним буши в истории. Он был конечно человеком прошлой Эры, шагающим в разных областях политических волнений и социальных революций, которые разделялись двумя великими войнами. Его дух и сердце принадлежали миру, который существовал не так долго, и ценности, которыми он жил, растаяли как снег под лучами солнца вместе с Японской прото-индустриально культурой первой половины этого века.

Его сын Токимунэ, последний Сокэ этой великой Школы, был оставлен с грузом введения Дайто-рю Айкидзюдзюцу в современность. От него требовалось сохранить неизменными те техники и те традиции, которые были частью истории Японии и, в то же время, он предполагал создать современную структуру, которая сохранила бы Искусство от вымирания, как произошло с другими школами.
Токимунэ имел храбрость следовать единственной дороге, которая могла подарить выживание в этом тысячелетии старой Школе: он открыл двери техник Нишинкан миру, он позволил хомбу доджо в Абашири стать центром распространения искусства и он раскрыл аспекты Дайто-рю Айкидзюдзюцу миру. Но некоторые из его учеников и учеников его отца выбрали путь обучать независимо, и был предпринят процесс воссоединения, чтобы сделать Дайто-рю Айкидзюдзюцу домом для всех. К сожалению, он умер, когда процесс был далек от завершения, и его приемник будет нести трудное задание по воссоединению всех осколков при централизованном контроле и руководстве Школы.

Наиболее старшие и преданные учидэши последователи Такэда Токимунэ, которые обучались у него в Дайтокан более 40 лет, продолжили вести техническое обучение в Школе, что они и делали, когда сокэ был еще жив. Чтобы сохранить оригинальные техники точно такими, как они были переданными им, и для того, чтобы сохранить в живых Искусство, они открыли Школу и для остального западного мира.
Като Шигэмицу Сэнсэй был директором Дайтокан последние 11 лет до смерти Такэда Токимуне.

После смерти Токимуне Такеды Школа Дайто-рю имела такое расположение:

  •     37ой Сокэ: Такэда Масанобу
  •     Канджи чё: Сано Мацуо (Генеральный директор)
  •     Шибучё: Като Шигэмицу (Технический директор - Весь мир)
  •     Нихон Шибучё: Арисава Гумпачи (Технический директор - Япония)
  •     Кайгай Шидобучё: Черта Антонино (Директор вне Японии)

Абашири хомбу доджо было более 40 лет домом Токимуне Такэда Сокэ, во время этого долгого периода времени его наиболее старший ученик Сано Мацуо и Като Шигэмицу удостоились чести быть единственными, кому наш последний Сокэ преподавал Окудэн (последний раздел секретных техник). Фактически, они были учи дэши учениками, жившими вместе с нашим последним Сокэ много лет. Позднее полная структура Дайто-рю Айкидзюдзюцу, состоящая из более чем 3000 техник, была собственноручно написана Токимуне Такэда Сокэ и передана из рук в руки его дочери вместе со всеми списками (регистрами) Школы, Эмэйроку Сокаку и все его документы, и оригинал Дэншё (передаваемые свитки происхождения Школы). Сано Мацуо сейчас хранит несколько очень ценных документов с полным списком каждой единичной техники из 3000.
Сегодня все техники Дайто-рю Айкидзюдзюцу выполняются точно также, как они выполнялись воинами клана Айзу; фактически каждая техника передавалась из рук в руки в семье Такэда многие века. Такэда Токимуне передал то же самое Сано Мацуо, Като Шигэмицу и Арисава Гунпачи до его недавней смерти.

Классические традиции будзюцу очень отличаются от того, что мы можем себе представить. У некоторых эти представления могут проявиться в причудливой форме, но это факт, что сегодня коммерческие цели слишком превышают истинную цель боевых дисциплин: выиграть сражение и, если возможно, вернуться домой живым.

Родословная Дайто-рю

  •     Император Фудживара Сэйва (859-876).
  •     Династия Минамото.
  •     Принц Шинно Садазуми (874-916).
  •     6-ой сын имератора Сэйва.
  •     Минамото но Тасунэмото (894-961).
  •     Минамото но Мицунака (912-997).
  •     Минамото но Ёриноби (968-1084).
  •     Минамото но Ёриёши (995-1082).
  •     Минамото но Ёшимицу (1056-1127).
  •     Создатель Дайто-рю Айкидзюдзюцу Минамото но Ёшикиё позже известный как: Такэда Ёшикиё (...-1163).
  •     Основатель клана Такэда Такэда Киёмицу.
  •     Такэда Нобуёши (1138-1186).
  •     Такэда Нобумицу (1162-1248).
  •     Такэда Нобумаза.
  •     Такэда Нобутоки.
  •     Такэда Торицука.
  •     Такэда Нобумунэ.
  •     Такэда Ноботакэ.
  •     Такэда Нобунари.
  •     Такэда Нобухару.
  •     Такэда Нобумицу (...-1417).
  •     Такэда Нобушигэ (...-1450).
  •     Такэда Нобумори.
  •     Такэда Нобуциги.
  •     Такэда Нобутора.
  •     Такэда Шингэн (1521-1573).
  •     Такэда Кацуёри.
  •     Такэда Куницугу.
  •     Такэда Чикара.
  •     Такэда Нобуцугу.
  •     Такэда ...
  •     Такэда ...
  •     Такэда ...
  •     Такэда ...
  •     Такэда Соэмон (1758-1853).
  •     Такэда Сокичи (1819-1906).
  •     Такэда Сокаку (1860-1943).
  •     Такэда Токимунэ (1915-1992).
  •     Такэда Масанобу. Настоящий Сокэ.

Такэда Сокаку

Такэда Сокаку родился 10 октября 1858 года в провинции Айдзу. Его клан принадлежал к древнему и знатному роду Такэда. Еще совсем маленьким ребенком он начал изучать дзю-дзюцу у своего деда Такэда Соэмона, и бо-дзюцу - у своего отца, известного мастера в этом виде боевого искусства. В 12 лет он поступил в школу кэн-дзюцу Оно-Ха-Итто Рю, к мастеру Сибуя Тома. Этот наставник был знаменитым мастером меча высокого класса. Очень быстро Такэда Сокаку проявил необыкновенные способности в фехтовании. Достаточно сказать, что в возрасте 16 лет он выиграл поединок на синаи (бамбуковых мечах) у одного из знаменитых фехтовальщиков того времени, мастера Момоно Сюнзо (1826-1886) из школы Кёсин-Мэйдзи-рю. В 1876 году, после 6-и лет занятий, мастер Сибуя вручил Такэда "мэнкё-кайдэн", документ, удостоверяющий постижение всех секретов и технических тонкостей школы и дающей право на самостоятельное преподавание.

Параллельно со школой Оно-Ха-Итто Рю, Такэда 2 года занимался в школе кэн-дзюцу Дзики-Син-Кагэ-рю у 14-го великого мастера этой школы Сакикабара Кэнкичи (1829-1894), а также в школе со-дзюцу (владения копьем) Ходзоин. В том же 1876 году он получил "мэнкё-кайдэн" школы Ходзоин.

В июне все того же 1876 года умер его старший брат, и семейные обязанности заставили Такэда вернуться в родную провинцию. Там он был представлен Сайго Таномо-Чикамаса (1829-1905), прямому потомку основателя их клана и тогдашнему его главе. Этот человек слыл непревзойденным мастером меча, копья и боя голыми руками. Свою школу он называл Осикиучи-рю. То, что он преподавал нескольким избранным ученикам, являлось комплексной боевой системой. Она включала, помимо фехтования мечом и копьем, также и захваты, болевые и бросковые приемы. Около двух лет Такэда постигал технику Сайго, и весьма преуспел в этом.
В 1880 году эти два человека снова встретились, когда Сайго Таномо исполнял обязанности настоятеля в храме Синто Никко Тосёгу - главном храме их клана, а также всего рода Такэда. За шесть месяцев, проведенных вместе, мастер Сайго передал одаренному ученику все секретные знания школы ("окудэн").

С 1880 по 1898 гг. Такэда Сокаку вдоль и поперек объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил поблажек или особых условий при встречах с теми, кто считался сильнее него. Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие своего противника - то есть сражался копьем против мастера копья и мечом - против знаменитого мастера меча. Он никогда не терял уверенности в себе, а число его учеников, невзирая на частые разъезды и отсутствие постоянного тренировочного зала, превысило 30 тысяч за всю жизнь. Среди них были дворяне, члены правительства, бывшие даймё и высокопоставленные чиновники.

Такэда Сокаку был представителем последнего поколения самураев, блестящим мастером боевых искусств и талантливым учителем, опыт которого являлся результатом интенсивных занятий ценой больших жертв с юного возраста. Академические знания, полученные от инструкторов в тренировочном зале, он довел до совершенства в настоящем, не сдержанном ни правилами, ни страхом официального запрета, бою с мастерами, полагавшими себя более сильными и опытными, чем он. Эти соревнования ни в коей мере не были дружескими, смерть участников была обычным явлением. Прошедшие годы не помешали дойти до нас многим историям, показывающим характер и практические способности этого человека.

В 1910 г. в сельской местности, по которой путешествовал Такэда, объявился жестокий грабитель, который действовал настолько успешно, что люди, за исключением самых сильных, боялись путешествовать в темноте. Полиция, несмотря на все усилия, не смогла с ним покончить. Неожиданно по неизвестным причинам деятельность разбойника прекратилась. Поиски полиции позволили обнаружить труп, глубоко увязший вниз головой в грязи, на рисовом поле недалеко от дороги, по которой обычно ездил Такэда. Деревенские жители считали, что мастер бросил негодяя с такой силой, что тот не смог выбраться из заболоченного места и задохнулся. С другой стороны, возможно, он умер от того, что у него была сломана шея. И полиция и население были очень довольны такой развязкой, и поэтому особо не расследовали действительные причины смерти. Пятью годами спустя Такэда участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб численно превосходящим силам врага. В то время многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома, кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в столкновении с ними, регистрировали как вызванную естественными причинами, чтобы соблюсти формальности и избежать лишних вопросов. Когда началась схватка, врагов было полсотни на одного - вооруженных тобигути (баграми), железными ломами и лопатами. Сначала Такэда просто бросил нескольких нападающих. Однако, когда в ход пошли ножи, он тоже вооружился сходным образом - и это стоило жизни девятерым бандитам. Этот случай прекрасно демонстрирует силу и гибкость айки-дзюцу как комплексной боевой системы За счет способности без колебаний переходить от работы без оружия к работе с оружием, Такэда вышел победителем из такой схватки, которая на первый взгляд казалась совершенно безнадежной. Возможности Такэда Сокаку вызывали огромное восхищение сотрудников полиции, и в течение своей жизни он был учителем многих их офицеров и рядовых. Поэтому ему сходило безнаказанно ношение стального меча (запрещенное еще в 1872 году), а также многочисленные убийства своих противников на поединках. По некоторым сведениям, за свою жизнь Такэда убил на дуэлях около 50-и человек, и это не считая всякого рода бандитов. Кстати, чины полиции вполне одобряли его расправы с преступниками, и не смея сами нарушать закон, всячески покрывали Такэда, делавшего то, о чем полицейские могли только мечтать. Если бы Такэда жил в наше время, его, без сомнения, сочли бы эксцентричным человеком. Рассказывают даже, что он всегда носил с собой собственную чайную посуду, из которой только и считал возможным пить, и ел лишь ту пищу, что готовил он сам или его старший ученик. (В давние годы для самураев было обычным беречь свою жизнь таким способом). Похоже, что его поведение было достаточно вызывающим, что показывает, например, следующий инцидент. В 1904 г. американец Чарльз Пэрри, учитель английского языка колледжа Сэндай, пожаловался контролеру в поезде на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса, которое он, похоже, не имел возможности оплатить. Проверка показала, что у пассажира действительно был билет первого класса, но привела его в такую ярость, что он попросил показать того, кто на него жаловался. Узнав, что это был ехавший в вагоне крупный иностранец, маленький Такэда, в котором было всего 150 см роста и 52 кг веса, схватил Пэрри двумя руками (приемом Ёнкадзё) и вытащил на открытую платформу в задней части поезда. Неизвестно, что там произошло, но безусловно, это произвело очень сильное впечатление на м-ра Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто-рю айки-дзюцу - это высшая система единоборства, результатом чего было приглашение от президента Рузвельта с просьбой прислать в США инструктора для демонстрации этих странных, но эффективных приемов. В ответ Такэда Сокаку направил туда Нарада Синдзо из отдела полиции Сэндай, одним из первых учеников которого в США стал Чарльз Пэрри, бывшая жертва его собственного гениального учителя. Такэда Сокаку - это связующее звено между нашим временем и эпохой самураев. Именно он обеспечил передачу истинного айки-дзюцу через своих учеников к последующим поколениям.

Прожив полную, удачную и очевидно очень интересную жизнь, Токэда Сокаку скончался от естественной старости 25 апреля 1943 г. За два года до этого у него начался паралич, и многие тогда поверили в близость конца. Он был настолько близок к смерти, что один из его старших учеников, Уэсиба Морихэй, сменил название своей собственной школы с Айки-Будо на Айкидо; совершая это, мягко говоря, нарушение этикета, он, вероятно, считал дни своего учителя сочтенными и мог поэтому произвести замену без страха вызвать его недовольство. Однако Такэда Сокаку отчасти восстановил свою былую силу и за два месяца до смерти, несмотря на частичный паралич, на занятиях в отделе полиции города Муро-ран даже бросил дзюдоиста 6-го дана. В тот день, когда его не стало, он почувствовал себя плохо у станции Аомори на северной оконечности основного японского острова Хонсю и был принесен учениками в гостиницу города Ито уже мертвым. Один из наиболее выдающихся бойцов последнего поколения самураев покинул этот мир в возрасте 85-и лет, после чего задача продолжения его работы лежала на учениках.

Среди самых известных его учеников Уэсиба Морихэй (1883-1969), создатель Айки-До; Окуяма Ёсидзи-Рюхо (1906-1987), создатель Хакко-рю; Чой Ёнсоль (1904-1987), создатель Хапкидо; Такэда Токимунэ (его сын, великий мастер школы Дайто-рю); Сагава Юки-ёси и Хиса Такумо.

Двое последних - единственные, кто получил "мэнкё-кайдэн" из рук самого Такэда Сокаку. После смерти учителя Сагава ряд лет возглавлял школу, но когда сын учителя вернулся домой после войны и плена, он отказался от этого поста в пользу последнего. Такэда-сын являлся 37-м по счету главой школы, считая за первого легендарного князя Минамото-но Ёсимицу (1056-1127). В настоящее время школа возглавляется Такеда Мунемицу - 38 патриархом школы, братом покойногоТакеда Токимуне. Вот что Такеда Токимуне говорил о своём отце: "Мой отец был человеком маленького роста, но грозного вида. Он всегда носил только традиционную японскую одежду. Много лет он был единственным, кто преподавал Дайто-рю. Но своего додзё у него не было. Он ездил по всей стране и проводил в разных местах 12-дневные семинары. Его учениками являлись, в основном, полицейские, а также чиновники местных органов управления. Как он сам считал, в течение всего периода преподавания он в той или иной мере обучил около 30 тысяч человек. У него был удивительный дар, нечто вроде шестого чувства. Мне всегда казалось, что он мог читать мысли других людей. Любую опасность он чувствовал еще до того, как происходила сама встреча с ней. При этом он отличался скрытностью и осторожностью. Например, он никогда не ел и не пил ничего, приготовленного кем-то другим, кроме него самого, меня или старшего ученика. Он никогда никому не говорил, куда уходит или уезжает, когда вернется. Входя в чей-нибудь дом, или выходя оттуда, он всегда шел позади других, чтобы никто не мог ударить его в спину. Одним словом, он всегда был готов к бою, в любом месте и в любой момент"... Анри Пле, "отец европейского каратэ", вторит ему: "Мастер Такэда жил так, как подобает самураю, не доверяя полностью никому, кроме самого себя, не произнося ни одного лишнего слова, не заботясь о достатке, и поистине пребывая за пределами расхожих представлений о добре и зле. До конца своих дней он преподавал жесткое айки-дзюцу, отличавшееся высочайшей эффективностью. И только немногим избранным ученикам он передавал, кроме этого, круговую плавную технику". Поэтому, когда Уэсиба Морихэй в 1942 году начал открытое преподавание этого тайного раздела, назвав его "айкидо", Такэда испытал приступ гнева. Несколько его учеников отправились даже к Уэсибе, в его деревню Ивама, чтобы убить его. И только благодаря своему уму, выдержке и умению вести переговоры, Уэсиба смог этого избежать.

Авторизация